На сегодня для обеспечения заданного уровня безопасности перевозок опасных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации применяется две системы классификации опасных грузов. При перевозках опасных грузов, осуществляемых в порядке оказания услуг автомобильного транспорта, критерии отнесения веществ и изделий к опасным грузам определены в части 2 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ). При перевозках опасных грузов для собственных нужд классификация опасных грузов осуществляется в соответствии с критериями, определенными в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
Учитывая, что ГОСТ 19433-88 сильно устарел в дальнейшем пойдет разговор о международной системе классификации опасных грузов, которая действует, в том числе, и в Российской Федерации, при осуществлении коммерческих перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.
Следует отметить, что определения понятие «Опасный груз» приведенное в Федеральном Законе от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» или других нормативных актах Российской Федерации не дает четкого ответа на вопрос, какие вещества и изделия являются опасными грузами. Обычно, в этих понятиях, дается весьма общее указание на то, что к опасным грузам относятся вещества и изделия, от которых при их перевозке исходит опасность для людей, животных и окружающей среды, обусловленная их свойствами.
В соответствии с ДОПОГ к опасным грузам относятся вещества и изделия, которые не допускаются к перевозке согласно ДОПОГ или допускаются к ней только с соблюдением предписанных в ДОПОГ условий. Таким образом, при автомобильных перевозках к опасным грузам относятся только те грузы, перевозка которых регламентируется ДОПОГ. Если положения ДОПОГ не распространяются на какое-либо вещество или изделие, то оно не является опасным грузом при его перевозке автомобильным транспортом.
Процедуры классификации опасных грузов определены в части 2 ДОПОГ. В соответствии с этой частью Соглашения все опасные грузы в зависимости от видов их опасности разделены на классы. Для каждого класса опасных грузов в главе 2.2 ДОПОГ определены критерии отнесения веществ и изделий к этому классу (подразделы 2.2.х.1 ДОПОГ, где х — номер соответствующего класса). Классификация опасных грузов проводится путем сравнения соответствующих свойств вещества или изделия с критериями определения классов, приведенными в главе 2.2 ДОПОГ.
Наиболее часто передаваемые к перевозке вещества и изделия, являющиеся опасными грузами при их перевозке автомобильным транспортом, конкретно по наименованию указаны в Перечне опасных грузов, приведенном в главе 3.2 ДОПОГ. Остальные опасные грузы в этом Перечне приводятся под так называемыми сводными позициями, т.е. позициями для определенной группы веществ или изделий.
Информация о классификации опасного вещества приводится его изготовителем в разделе 14 паспорта безопасности. Для изделий и веществ, являющихся опасными грузами, приводится следующая информация:
номер ООН;
надлежащее отгрузочное наименование;
виды опасности;
группа упаковки;
информация о том, является ли вещество опасным для окружающей среды (загрязнителем морской среды) и т. п.
Также следует учитывать, что опасность вещества при перевозке определяется не только его свойствами. Она также зависит от способа упаковки, перевозимого количества и т.п. В некоторых случаях, вещества и изделия, которые соответствуют критериям части 2 ДОПОГ, не являются опасными грузами при их перевозке автомобильным транспортом, поскольку освобождены от необходимости соблюдения требований этого Соглашения. Положения ДОПОГ, освобождающие определенные виды перевозки и виды опасных грузов от необходимости соблюдения всех или некоторых требований ДОПОГ упоминаются в разделе 1.1.3 ДОПОГ Изъятия (освобождения). На сегодня в ДОПОГ выделяется 9 категорий полных или частичных освобождений:
1. Освобождения, связанные с характером транспортной операции.
2. Освобождения, связанные с перевозкой газов.
3. Освобождения, связанные с перевозкой жидкого топлива.
4. Освобождения, связанные со специальными положениями или опасными грузами, упакованными в ограниченных или освобожденных количествах.
5. Освобождения, связанные с перевозкой порожней неочищенной тары.
6. Освобождения, связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице.
7. Освобождения, связанные с перевозкой систем аккумулирования и производства электроэнергии.
8. Освобождения, связанные с опасными грузами, используемыми в качестве хладагента или кондиционирующего реагента во время перевозки.
9. Освобождения, связанные с перевозкой ламп, содержащих опасные грузы.
Оригинальное издание ДОПОГ 2021 поступило на российский рынок. Книга отпечатана по поручению ООН и является официальным печатным изданием. Тетрадный переплет, твердая обложка. Защитная голограмма.
Каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. (ДОПОГ 1.8.3.1)