Обращение с отходами, в том числе перевозка, должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Частью 1 статьи 16 этого закона определено, что одним из условий транспортирования отходов является наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. Частью 2 этой же статьи установлено, что порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В настоящее время указанный порядок не определен.
В то же время установлено, что ряд отходов, в частности ртутьсодержащие лампы, должен перевозиться в соответствии с правилами перевозок опасных грузов (см. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681).
На основании подраздела 1.1.3.10 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) правила перевозок опасных грузов не применяются к перевозке ламп, в которых количество ртути не превышает 1 килограмма, если соблюдены следующие условия: 1) каждая лампа содержит не
более 1 грамма ртути; 2) в упаковке содержится не более
30 грамм ртути; 3) каждая лампа либо по отдельности упакована во внутреннюю тару, отделенную друг от друга перегородками, либо обложена прокладочным материалом, защищающим лампу, и помещена в прочную наружную тару.
Аккумуляторные батареи включены в перечень опасных грузов. Следовательно, их перевозка должна осуществляется согласно соответствующим правилам. Однако при перевозке отработавших аккумуляторных батарей такие правила не применяются, если корпуса батарей не повреждены, батареи закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, а также их скольжению, падению или повреждению, на поверхности батарей отсутствуют представляющие опасность следы щелочей или кислот, батареи защищены от короткого замыкания. В иных случаях аккумуляторные батареи в количестве не более 1 т могут перевозиться на транспортных средствах, не имеющих маркировки, если соблюдены требования, включенные в подраздел 1.1.3.6 ДОПОГ.
На перевозку ветоши промасленной правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом не распространяются.
Отработанные топливные и масленые фильтры и песок, загрязненный нефтепродуктами, не включены в перечень опасных грузов. Их перевозка на транспортных средствах, маркированных в соответствии с правилами перевозок опасных грузов, должна осуществляться в том случае, если установлено, что эти вещества и изделия на основании классификационных признаков, включенных в правила перевозок опасных грузов, являются опасными грузами.
Оригинальное издание ДОПОГ 2021 поступило на российский рынок. Книга отпечатана по поручению ООН и является официальным печатным изданием. Тетрадный переплет, твердая обложка. Защитная голограмма.
Каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. (ДОПОГ 1.8.3.1)