Нужен компетентный
ответ по возникшему
вопросу ?
В банке знаний
4 579 ответов
на вопросы
по самым разным темам
К сожалению, статистика аварий при перевозке опасных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации в открытых источниках не публикуется. Это отчасти связанно с тем, что в Российской Федерации не выполняются функции консультантами по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, предусмотренные в разделе 1.8.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозки опасных грузов (далее — ДОПОГ). В соответствии с требованиями раздела 1.8.3 ДОПОГ на каждом предприятии, которое занимается автомобильными перевозками опасных грузов или связанными с этим операциями по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, должны быть письменно назначены один или несколько консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Если в ходе погрузки, наполнения, перевозки или разгрузки опасных грузов на территории какой-либо страны-участницы ДОПОГ возникла аварийная ситуация, то, соответственно, погрузчик, ответственный за наполнение, перевозчик или грузополучатель должен обеспечить составление отчета о происшествии. Форма отчета о происшествия при перевозке опасных грузов приведена в подразделе 1.8.5.4 ДОПОГ. Отчет о происшествии составляется консультантом по вопросам безопасности перевозки опасных грузов после сбора всех необходимых сведений об аварии. В отдельных странах, в соответствии с положениями пункта 1.4.1.3 ДОПОГ, обязанность по составлению отчета может возлагаться на предпринимателей. В этом случае, консультант должен проконтролировать составление этого отчета. Отчет о происшествии должен быть передан соответствующему компетентному органу не позднее чем через месяц со дня аварии. Выполнение описанных положений ДОПОГ всеми предприятиями, занятыми в перевозке опасных грузов, обеспечивает наличие в каждой стране-участнице ДОПОГ наличие надежной статистики о происшествиях, связанных с перевозкой таких грузов
По всей вероятности, вопрос связан с превышением допустимых масс транспортных средств или допустимых осевых нагрузок транспортных средств, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272). За совершение указанных правонарушений статья 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность водителей транспортных средств, должностных лиц, ответственных на перевозку, и юридических лиц с учетом конкретных обстоятельств. Установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Исключения для лиц, являющихся владельцами транспортных средств и находящихся в родственных отношениях с их водителями, не предусмотрены.
В соответствии со Сводом правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179, термин «заряженный огнетушитель» означает готовый к применению огнетушитель с опломбированным запускающим или запорно-пусковым устройством, содержащий требуемые по технической документации заряд огнетушащего вещества и вытесняющий газ. Таким образом, при отсутствии пломб огнетушители не считаются заряженными. Огнетушители, которыми должны оснащаться транспортные средства, используемые для перевозок опасных грузов, предназначены для ликвидации последствий происшествий при указанных перевозках. Согласно пункту 8.1.4.4 приложения В к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов, положения которого применяются к перевозкам, осуществляемым по территории Российской Федерации, находящиеся на транспортном средстве огнетушители должны быть снабжены пломбой, свидетельствующей о том, что они не использовались. В связи с этим отсутствие пломб, ставящее под сомнение пригодность огнетушителей к использованию по прямому назначению, является нарушением правил перевозки опасных грузов. Ответственность за перевозку опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют средства, применяемые для ликвидации последствий происшествий при перевозке опасных грузов предусмотрена частью первой статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Частью второй статьи 12.21.2 КоАП установлена административная ответственность за те нарушения правил перевозки опасных грузов, которые не предусмотрены частью первой указанной статьи.
Пункт 4.3.2.4.3 приложения А к ДОПОГ не имеет никакого отношения к рассматриваемому случаю, поскольку в нем предусмотрена ситуация, при которой не могут быть выполнены установленные требования. Требования сотрудников ДПС следует считать соответствующими установленным требованиям. В качестве выхода из создавшегося положения полагаем возможным рекомендовать рассмотреть два варианта, исходя из того, что водитель порожней неочищенный из-под остатков опасного груза не может осуществлять движение без необходимых документов. Первый: водитель, следуя под загрузку, имеет на руках вчерашнюю транспортную накладную с соответствующей записью. Второй: в сегодняшнем путевом листе произведена соответствующая запись, которая должна рассматриваться в качестве записи,предусмотренной разделом 5.4.1 приложения А к ДОПОГ. Аргументом в отношении правомерности такой записи является следующее. Документ, имеющий наименование "транспортный документ", законодательством Российской Федерации не предусмотрен. В связи с этим необходимые сведения могут быть включены как в транспортную накладную, так и в любой другой документ, оформленный надлежащим образом.
Требование о включении проблескового маячка желтого или оранжевого цвета на транспортном средстве при перевозке взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности предусмотрено пунктом 3.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее Правила). Согласно пункту 2.3.1 Правил, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены указанных постановлением, далее – Основные положения). При возникновении в пути следования неисправности проблескового маячка водитель должен устранить ее, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. В соответствии с пунктом 16 Основных положений, угол видимости проблескового маячка, установленного на грузовом автомобиле, не должен быть меньше 180 градусов со стороны передней части транспортного средства. В рассматриваемом случае это требование не было обеспечено. В связи с этим данная неисправность, предусмотренная пунктом 3.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатации транспортных средств (приложение к Основным положениям), может рассматриваться как несоответствие видимости светового сигнала проблескового маячка установленным требованиям. На основании части первой статья 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями, содержащимися в приложениях А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ). Согласно ДОПОГ сода не классифицируется как опасный груз, следовательно, задержание транспортного средства произведено необоснованно.
Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом установлены определенные требования к маркировке транспортных единиц, на которых осуществляются перевозки опасных грузов. Вы правильно поясняется, что в рассматриваемом случае требовалась только одна табличка оранжевого цвета, прикрепленная спереди, и только одна такая же табличка, прикрепленная сзади транспортной единицы, на которых указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, соответствующие наиболее опасному грузу, а именно бензину. Размещение двух табличек указанными правилами не предусмотрено. Следовательно, допущено нарушение требований, предъявляемых к маркировке транспортной единицы. Согласно части второй статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за указанное нарушение правил перевозки опасных грузов на водителя может быть наложен административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностное лицо, ответственное за перевозку, - от пяти до десяти тысяч рублей, на юридическое лицо - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В Вашем коротком обращении содержится не менее трех самостоятельных вопросов. Первый – классификации груза. В соответствии с принципами классификации, предусмотренными Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ), приложения к которому применяются к перевозкам, осуществляемым в порядке оказания услуг (по договорам) по территории Российской Федерации, общая позиция «н.у.к.» (не указанные конкретно) может использоваться в том случае, когда отсутствует возможность использовать более конкретную позицию. В рассматриваемом случае вместо № ООН 1993 ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ ЖИДКОСТЬ, Н.У.К. должны использоваться № ООН и наименование преобладающего вещества, а именно № ООН 1170 ЭТАНОЛА РАСТВОР. Температура вспышки 83-процентного водного раствора этанола не превышает 18 градусов Цельсия. Следовательно, раствор указанной концентрации требуется относить к группе упаковки II. Второй – ответственность за неверное указание сведений об опасности. Согласно главе 1.4 приложения А к ДОПОГ грузоотправитель обязан убедиться, что опасные грузы классифицированы в соответствии с ДОПОГ и передать перевозчику соответствующие сведения. Неверная классификация является нарушением правил перевозки опасных грузов, за совершение которого в соответствии с частью второй статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Третий – условия перевозки. Для перевозки указанного груза в цистерне в количестве, превышающем 3000 литров, требуется иметь специальное разрешение на движение транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, предусмотренное статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ. Одним из условий получения разрешения является наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии перевозчика требованиям в области транспортной безопасности. Не исключаем, что ответ на Ваше обращение вызовет дополнительные вопросы. При необходимости Портал готов продолжить консультации.
В соответствии с применяемой классификацией гидроокись кальция, в случае ее перевозки, является опасным грузом, а именно коррозионным веществом твердым щелочным неорганическим, н.у.к. (не указанные конкретно), № ООН 3262, группа упаковки III. При международной автомобильной перевозке гидроокиси кальция в указанном количестве должны быть соблюдены в полном объеме применимые требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя, использование для перевозки опасного груза транспортного средства, не оборудованного устройством ограничения скорости или на котором отсутствуют средства, применяемых для ликвидации последствий происшествий при перевозке опасных грузов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 2000 до 2500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Иные нарушения правил перевозок опасных грузов влекут наложение административного штрафа на водителя в размере от 1000 до 1500 рублей. К водителю также может быть применено наказание в соответствии с законодательством иного государства, на территории которого будет выявлено правонарушение.
Ацетон (№ ООН 1090), согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов, отнесен к транспортной категории 2. Это означает, что перевозчик освобождается от выполнения ряда требований правил перевозки опасных грузов, если количество ацетона на одну транспортную единицу не превышает 333 литров. В рассматриваемом случае осуществлялась перевозка 500 литров ацетона (20 л х 15 + 10 л х 20 = 500 л). Следовательно, при такой перевозке необходимо соблюдать указанные правила в полном объеме. Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении по факту несоблюдения правил перевозки опасных грузов следует считать обоснованным.